Страничка психолога


Советы  психолога  хорошим  родителям

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое - сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита.

Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психо-эмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: "Мама сказала...", "Папа велел" и т. д.

Взрослые люди, способные осознавать и контролировать, многое "подвергают сомнению", ставя психо-экологические защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами. Они не пускают в свое подсознание те установки, которые сознательно им не нужны. ("Курить вредно!" - хочу и курю!). Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость - глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Внимательно рассмотрите ссылки: "негативные установки", "позитивные установки" и подумайте, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

 Негативные установки

 "Сильные люди не плачут".

 "Думай только о себе, не жалей никого".

 "Ты всегда, как твой (я) папа (мама)".

 "Уж лучше б тебя вообще не было на свете!"

 "Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама)...".

 "Не будешь слушаться - заболеешь!".

 "Яблоко от яблоньки недалеко падает".

 "Сколько сил мы тебе отдали, а ты..."

 "Не твоего ума дело..."

 "Бог тебя накажет!.."

 "Не ешь много, будешь толстый, никто тебя любить не будет".

 "Не верь никому, обманут!.."

 "Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!"

 "Ты всегда это делаешь хуже других..."

 "Ты всегда будешь грязнулей!"

 "Женщина глупее мужчины..."

 "Ты плохой!"

 "Будешь букой - один останешься".

 "Все хорошее всегда кончается, нельзя всегда есть конфетки..."

 Этот список вы можете продолжить сами, кое-что в нем вы узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях.

 Позитивные установки

 "Поплачь - легче будет".

 "Сколько отдашь - столько и получишь".

 "Какая мама умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!"

 "В тебе все прекрасно..."

 "Какое счастье, что ты у нас есть!".

 "Каждый сам выбирает свой путь".

 "Ты всегда будешь здоров!"

 "Что посеешь, то и пожнешь".

 "Мы любим, понимаем, надеемся на тебя".

 "Твое мнение всем интересно".

 "Бог любит тебя!"

 "Кушай на здоровье!"

 "Выбирай себе друзей сам..."

 "Как ты относишься к людям, так и они к тебе".

 "Как аукнется, так и откликнется".

 " Каждый может ошибаться! Попробуй еще!"

 "Какой ты чистенький всегда и аккуратный!"

 "Чистота - залог здоровья".

 "Все зависит от человека...",

 "Я тебя люблю любого..."

 "Люби себя и другие тебя полюбят".

 "Все в этой жизни зависит от тебя"

  Как часто вы говорите детям...

 - Я сейчас занят(а)...

 - Посмотри, что ты натворил!

 - Это надо делать не так...

 - Неправильно!

 - Когда же ты научишься?

 - Сколько раз я тебе говорила!

 - Нет! Я не могу!

 - Ты сведешь меня с ума!

 - Что бы ты без меня делал!

 - Вечно ты во все лезешь!

 - Уйди от меня!

 - Встань в угол!

 Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребенка и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

  Эти слова ласкают душу ребенка

 - Ты самый любимый!

 - Ты очень многое можешь!

 - Спасибо!

 - Что бы мы без тебя делали?!

 - Иди ко мне!

 - Садись с нами!..

 - Я помогу тебе...

 - Я радуюсь твоим успехам!

 - Что бы ни случилось, твой дом - твоя крепость.

 - Расскажи мне, что с тобой...

  Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить и понять.

 


Советы психолога старшекласснику

  Отношения с родителями

 • Проявляй участие к своим родителям. Они устают на работе, дома. Порадуй их чем-нибудь. Это помогает наладить контакт.

 • Постарайся объясняться с родителями человеческим языком —  это даст лучший результат, нежели крики и хлопанье дверьми.

 • Попроси родителей рассказать о своей юности, о конфликтах с родителями. Это приведет к более глубокому пониманию между вами.

 • Помни, что иногда у родителей бывает просто плохое настроение. Постарайся не устраивать в это время дома шумных вечеринок.

 • Если родители ведут себя с тобой, как с маленьким ребенком, напомни вежливо им, что ты уже повзрослел и хотел бы вместе с ними решать проблемы, связанные с твоей жизнью.

 • Дай понять родителям, что ты нуждаешься в их совете и помощи. Это поможет установить дома благоприятную обстановку.

 • Разговаривай со своими родителями, сообщай им новости твоей жизни.

 • Старайся не обманывать родителей. Тайное все равно становится явным.

 • Помни, что родители тоже могут совершать ошибки. Будь снисходителен.

 • Родительский запрет чаще всего оказывается правильным решением. Задумайся, что бы произошло, если бы тебе было позволено все!

 • Если произошла ссора, и ты чувствуешь себя виноватым, найди в себе силы подойти первым. Уважение ты не потеряешь, поверь.

 • Установи с родителями границы личной территории, но, не раздражаясь, не требуя. Просто попроси их об этом.

 • Работа по дому служит отличной подготовкой к самостоятельной жизни. Отнесись к ней с пониманием.

 • Возвращение домой к определенному времени — это способ оградить тебя от неприятностей, то есть мера безопасности. Если задерживаешься, обязательно позвони, они же волнуются! Побереги их для себя.

 • О наказаниях. Родители могут прекратить поощрения, отлучить тебя от друзей. И все это может произойти, как ты считаешь, из-за пустяка. Родителей же этот «пустяк» может вывести из себя. Подумай, может быть, родители видят опасность, которую ты либо не осознаешь, либо приуменьшаешь.

 • Требуй, чтобы родители объясняли мотивы своего поведения по отношению к тебе и твоим друзьям. Может быть, тебе станет понятно, почему они поступают, так или иначе.

 • Если ты зол на кого-либо из друзей, учителей, раздражен на грязь, слякоть, а также на «двойку», поставленную «ни за что», не срывай зло на родителях. Это не благоразумно и приводит к печальным последствиям.

 • Если родители решили разводиться, конечно, — это особый случай. Стоит понимать, что отец и мать — самостоятельные люди, они должны все решить сами. Тем более люди со временем меняются, поэтому нельзя винить родителей за то, что они утратили любовь друг к другу. И главное — запомни: родители разводятся не из-за тебя! Ты в этом не виноват!

  Школа и ты

 • Если школа кажется тебе каторгой, подумай и найди в ней что-нибудь хорошее, так как ходить в школу тебе все равно придется. А придется потому, что без образования ты не найдешь себе места в жизни. Это создаст тебе очень большие проблемы.

 • Относись к учителям терпимо, с пониманием, так как все равно тебе придется экзамены сдавать и контрольные писать.

 • Если учитель избирает тебя объектом для насмешек, останься после уроков, поговори с ним. Скажи, что тебе не нравится быть такого рода объектом, если не поможет, поговори с родителями.

 • Учитывай, что бесполезных предметов не бывает. Ведь сейчас неизвестно, чем ты будешь заниматься в дальнейшем. А также стоит понимать, что параллельно у тебя развивается речь, умение мыслить, тренируется память и усидчивость. Не жалей о потраченном времени.

 • Не старайся воевать с учителем, который справедливо ставит тебе «двойку», даже если этого очень хочется из-за раздражения или обиды на себя. Ни к чему хорошему это не приведет, тем более такое поведение осложнит тебе дальнейшую жизнь на уроках учителя.

 • Если тебя вызвали к директору, никогда не старайся вести себя вызывающе. Внимательно выслушай, что тебе скажут. Скажи спокойно и уверенно, что ты допустил ошибку и в будущем будешь предварительно думать, прежде чем поступать подобным образом.

 • Если тебя к неприемлемому поведению на уроке склоняют товарищи, скажи, что у тебя сегодня нет настроения или ты очень занят чем-нибудь не относящимся к уроку. Это принесет тебе меньше вреда, чем шутовство, следствием чего может стать вызов в школу родителей.

 • Если ребята убегают с урока всем классом, постарайся убедить их, что необходимо остаться (контрольная завтра, позже будет интересный урок и т. д.). Однако если не получилось, оставаться в классе одному не имеет смысла, а уж тем более жаловаться учителю.

 • Держи тетради в порядке, это помогает учителю понять, что ты стараешься. Постарайся на каждом уроке тратить хотя бы 15 минут для активного занятия уроком. Это поможет меньше тратить времени на подготовку домашнего задания.

 Одиночество

 • Если ты одинок — подумай, что можно сделать, чтобы это исправить.

 • Помечтай, поразмысли, как ты реализуешь свои мечты.

 • Найди среди своих знакомых, друзей, близких и приятелей хороших людей. Подумай об их жизни. О твоих отношениях с ними.

 • Не пугайся, когда остаешься один на один с собой — это необходимо, чтобы повзрослеть.

 • Подумай, есть ли такие люди в твоем окружении, с которыми ты не общаешься. Почему?

 • Оставаясь наедине с собой, не придумывай себе занятие, а поразмышляй, почитай.

 • Каждый человек иногда испытывает чудовищное одиночество. Тебе кажется, что ты один такой на целом свете, но это не так. Рядом обязательно кто-то есть, только его надо заметить.

 • Помни, что человек, который испытывает чувство одиночества, забывает о том, что его окружают люди. Сделай что-либо  приятное для родителей, друзей, сестры или брата. Это поможет сблизиться с ними, наладить контакт. Помогай, и помогут тебе!

 • И, наконец, ты действительно одинок или тебе это только кажется?

 Стресс

 • Ты можешь испытывать психическое или физическое напряжение. Тебя могут одолевать новые ощущения. Ты взволнован, ты испытываешь чувство беспокойства. Очень может быть, что рядом бродит стресс!

 • Признаки стресса узнаваемы: потливость, бессонница, ощущение подавленности, повышенное кровяное давление и т. д. Наблюдай за собой.

 • Борьба со стрессом заключается в том, чтобы не копить дурные эмоции. Если ты зол, не раскручивай свою злобу. И не выплескивай ее на окружающих, так как рискуешь остаться один.

 • Если случается что-то действительно из ряда вон выходящее, и ты должен принять решение, но эта мысль приводит тебя в ужас, вспомни старинную русскую пословицу: «Утро вечера мудренее!». Это означает — с проблемой нужно ночь переспать. Поэтому необходимо лечь спать или заняться чем-либо отвлеченным. Отдохни от беспокойства и увидишь новые перспективы.

 • После отдыха приступай к решению проблемы. Не канючь, занимайся делом!

 • Выдели в своей жизни моменты, которые никак не сможешь изменить, и перестань беспокоиться по их поводу. Не наказывай себя за уже сделанные ошибки беспокойством и тоской. Сделай так, чтобы это не повторялось.

 • Твоя жизнь не будет такой мрачной, если ты поймешь, что имеешь очень много: ты не голодаешь, у тебя есть дом, любящие тебя люди — семья, ты не глуп, даже если тебе это кажется. Всегда можно найти что-то хорошее.

 • Тебе плохо, попробуй поговорить с родителями. Если это не удалось, то найди того человека, которому доверяешь, и поговори с ним. Носить все в себе вредно для здоровья. Задумайся над этим!

 • Помогают избавиться от стресса занятия спортом и любимым делом. Физические упражнения улучшают мышечный тонус, а вместе с ним настроение становится лучше.

 • Помогает поднять, настроение поход в магазин. Купи себе несколько мелочей. Это всегда приятно.

 • Если подавленность не проходит несколько недель, обратись к врачу-невропатологу. Может, причина твоей хандры в болезни?

 • И последнее: время обязательно залечит раны! Не углубляйся в депрессию — ищи решение!

 Самоубийство? Никогда!

 • Если ты считаешь, что твоя жизнь невыносима, попробуй изменить ее. Но не таким способом, так как самой жизни потом не будет!!!

 • Если ты не любишь себя, попробуй найти в себе что-либо хорошее. Это хорошее всегда есть! Сконцентрируйся на положительных эмоциях.

 • Не думай, что этим способом ты вызовешь сочувствие и огорчение родителей, друзей, любимого человека. Может быть, но ты об этом не узнаешь!

 • Многие хотят, чтобы их спасли при попытке самоубийства. Подумай — ведь этого может и не случиться! А если ты останешься на всю жизнь в инвалидном кресле?

 • Поговори с кем-нибудь, подумай, жизнь прекрасна!

 • Если же твой друг думает сделать это — внимательно прочитай статью «Самоубийство от 13 до 18 лет». Сообщи об этом кому-нибудь из взрослых.

 • Если это все-таки произошло с твоим другом, звони 03!

 Общение с товарищами

 • Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества — это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.

 • Развивай в себе чувствительность и внимание к внутреннему миру другого человека. Старайся при разговоре задавать вопросы, которые интересовали бы твоего собеседника.

 • Помни, каждый достоин уважения, так как он — человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

 • Проявляй чаще интерес к другому человеку. Научись находить в нем хорошее.

 • Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты же тоже их не лишен.

 • Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.

 • Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи.

 • Учись мыслить творчески, занимайся чем-нибудь интересным — это притягивает.

 • Если ты теряешь друга, подумай, может быть, вы оба изменились, выросли, поэтому и расстаетесь. Всегда можно найти новых друзей. Только настоящие друзья останутся с тобой на всю жизнь.

 Выбор профессии

 • Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.

 • Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.

 • Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: «Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и Мерседес!».

 • Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.

 • Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.

 • Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.

 • Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.

 • Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.

 • Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

 • Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.

 • Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.

 • Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.

 • Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

 


Советы родителям первоклассников

  Начальная школа — наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Учится, воспитывается человек не только в начальных классах школы, но и в средних, и в старших, и всю жизнь. Но в начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. В руках у учителя начальных классов  и родителей ребенка в данный период фактически судьба человека, и обращаться с этой судьбой нужно бережно и осторожно. Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями.

  На занятиях в школе все дети одного класса одинаково знакомятся с порядками в школе, учатся тому, что предусмотрено программой,  ходят все на одни и те же экскурсии. Дети занимаются по одним и тем же учебникам, читают одни и те же книжки, обсуждают одни и те же школьные и классные новости, телевизионные передачи, события в стране и в мире. Но с каждым днем все больше и больше становится заметно то, что дети очень отличаются друг от друга. Они отличаются большей или меньшей подвижностью, усидчивостью, работоспособностью. Дети по-разному (быстро или медленно) включаются в работу, воспринимают и осознают объясняемый на уроке материал, у них свой, индивидуальный стиль познавательной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти, воображения. Они различаются по умственному развитию и способностям, характеру, склонностям, устойчивости интересов, вкусам, привычкам, привязанностям, идеалам, мотивам учения, свойствам темперамента. У них разное отношение к достижениям и неудачам, к школе и отдельным учебным предметам, товарищам и учителям, дети занимают различное положение в коллективе сверстников. Каждый из них представляет собой неповторимую индивидуальность. Причем все особенности влияют друг на друга, находятся в зависимости одна от другой. Ребенок — неповторимая личность именно потому, что в нем по-своему сочетаются, сплетаются индивидуальные особенности всех психических процессов и психологических свойств.

 Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников.

 Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения.

Примите к сведению советы психолога:

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником.

Поговорите с ребенком о правилах, с которыми он встретился в школе.

Помогите составить ребенку распорядок дня, следите за его соблюдением.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Не ругайте его за ошибки. Это естественно - он учится!

Поддержите вашего ребенка, чаще хвалите.

Выражайте своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом. Сообщите о себе, о своем переживании по этому поводу.

Оценивайте объективно возможности своего ребенка: не сравнивайте его с другими детьми, не ругайте в присутствии других детей.

Обнимайте ребенка не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день. Когда вы обнимаете ребенка, он чувствует себя защищенным и любимым.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 

 Как вы можете помочь ребенку в подготовке домашнего задания?

 1. Правильно организуйте  рабочее место ребенка.

у ребенка должен быть свой отдельный удобный стол и стул для занятий, который должен подходить  ему по росту;

рабочее место должно быть достаточно освещено, а источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки:

во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов;

во время приготовления уроков ребенка не должно ничего отвлекать (музыка, телевизор);

2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1—1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий.

Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер;

 3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом и своевременно устраивайте небольшие перерывы.

Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 мин. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 мин.

На перерыв достаточно 5 мин., если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны и т.д.).

 4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе.

Не забывайте, что у первоклассника ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.

 

 5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.

Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

 6. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.

Может случиться так, что ребенок плохо усвоил учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.

 7. Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.

На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления.

 8. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.

 Обратите, пожалуйста, внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и развитии.

 К таким умениям относятся:

умение собрать свой портфель (ранец);

поздороваться с учителями и детьми;

задать вопрос учителю или однокласснику;

ответить на вопрос;

слушать объяснения и задания учителя;

выполнять задание;

попросить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается;

умение долгое время заниматься одним и тем же делом;

обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;

разделять работу на части;

адекватно реагировать на замечания;

объяснить то, с чем не согласен;

учитывать мнение других;

гордиться своей работой и не скрывать этого;

устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;

брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства;

самостоятельно пользоваться общественным транспортом, деньгами, средствами для проведения

свободного времени;

умение осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность.

 Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание. Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным.

 Помните!

Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни.

Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:

 - в любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком;

 - советуйтесь с ним, невзирая на возраст;

 - признайтесь сыну (дочери) в ошибке, совершенной по отношению к нему (к ней);

 - извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты;

 - почаще ставьте себя на его место;

 - всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка;

 - пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть;

 - не стесняйтесь рассказывать поучительные случаи из своего детства, представляющие вас в невыгодном свете;

 - сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя